Кабала — мистика или религия, ответы на вопросы
Существует стойкое убеждение, что каббала является мистическим учением евреев. Некоторые считают, что это какая-то кабала от слова «закабалить». Так ли это на самом деле? За многие тысячелетия своего существования наука каббала обросла толстым слоем легенд и суеверий. Ей приписывают оберег красная нить и прочие мистические атрибуты. Пришло время осветить этот вопрос подробно и в деталях.
Содержание
Древний Вавилон
Свое начало практическая наука каббала берет во времена древнего Вавилона от праотца Авраама. Его семейство было первой каббалистической группой, открывшей свойства Творца в нашем мире. Об этом нам рассказывает рав Михаэль Лайтман, ученик знаменитого каббалиста Рабаша. Однако еще до появления Авраама каббалу познал первый человек — Адам. Именно от него и начинается история каббалы как науки о познании высшей природы.
Адам раскрыл, что мирозданием управляет единая высшая сила, и дал ей название — Творец. Вы можете усомниться в словах рава Лайтмана, сославшись на Библию. Однако священное писание было записано аллегорическим языком в стиле исторического романа, поэтому буквально понимать написанное нельзя. Чтобы правильно понять то, о чем повествует Библия, нужно изучить каббалистические первоисточники, в частности, введение в книгу Зоар (автор Бааль Сулам).
Итак, что же раскрыл первый человек Адам? Он раскрыл, что управляющая сила, названная им Творцом, не имеет формы и других физических параметров. А были ли другие люди до Адама? Были, но именно Адам впервые задумался о смысле жизни и раскрыл в природе управляющую силу. Поэтому он и называется в Библии первым человеком, ведь только познание Творца отличает человека от животных.
После Адама каббала уже упоминает Авраама, жившего в древнем Вавилоне. Были ли до Авраама другие каббалисты? Между ним и Адамом прошло 20 поколений каббалистов, которые не оставили после себя письменных источников. С течением тысячелетий каббалисты открывали законы высшего мира и передавали их в устном и письменном виде своим последователям. Однако вплоть до 1995 года наука каббала была сокрыта от населения земли, и только сейчас мы можем в свободном доступе читать книги великих каббалистов нашего времени и прошлых веков — Ари, Рабаш, Рамбам, Бааль Сулам, Михаэль Лайтман.
Предмет изучения каббалы
Итак, каббала изучает высшую природу, которая управляет всем мирозданием. Учение каббала не преследует какую-то корыстную цель улучшения материального состояния человека в данном мире, который считается иллюзорным (преходящим). Эта наука вообще не касается материи как таковой, а раскрывает духовные миры. Никакой мистики и волшебства в каббале нет и быть не может. Это всецело научная дисциплина, основанная на практическом опыте.
Предмет изучения каббалы:
- общее устройство мироздания;
- процесс сотворения мира;
- неживая, растительная и животная природа;
- место человека в мироздании;
- возможность вмешательства человека в мироздание;
- смысл существования человека, реинкарнации души;
- иные аспекты, касающиеся нашего вечного существования.
На основании изученного kabbalah выводит общий закон мироздания и дает детальную картину его функционирования. Именно эта наука дает ответы на вопросы о смысле жизни, месте человека на Земле и его функции, о природе смерти и страданиях всех людей на земле. С помощью каббалы можно понять, для чего всё существует и куда движется, почему земля наполнена людским горем и кто источник этого горя.
Практическое освоение каббалы
Что нужно для того, чтобы стать каббалистом? Для этого необходимо лишь желание уподобиться Творцу по свойствам. Мера подобия и определяет духовный уровень человека. Подобие достигается изменением (исправлением) эгоистических свойств на альтруистические. Постепенно раскрывая в себе и изменяя природное зло на добро, человек поднимается по духовным ступеням вплоть до полного слияния с Творцом.
Под исправлением каббала понимает изменение отношения к происходящему: человек должен понимать, что любые обстоятельства способствуют его исправлению и духовному продвижению. Со временем человек осознает, что меняется лишь его отношение ко всему, но не окружающий мир. Мир уже не воспринимается как нечто враждебное и злое, он наполнен добром и совершенством.
Человек вдруг понимает, что несовершенство находится в нем самом, а не в окружающем мире.
Это состояние является следствием изменения личных качеств, а не молитвенных бдений. Чтобы достичь совершенства, молитвенный подвиг не нужен. Только внутреннее созерцание и преображение изменит человека и приведет к слиянию с Творцом. Этому учит наука каббала.
Отличие каббалы от религии
Многие люди связывают каббалу с религиозным мировоззрением иудеев. Однако это не так. Каббала не имеет никакой связи с религией, так как в ней отсутствует поклонение кому-либо.
Религия считает, что отношение Бога меняется в зависимости от поведения человека. Каббала это отрицает, утверждая, что Творец находится в абсолютном совершенстве, поэтому неизменен.
Любая религия учит, что человек может вымолить у Бога снисхождение к нему молитвами, умилостивить его. Однако каббала утверждает, что невзгоды постигают человека не из-за перемены отношения Творца к нему, а из-за изменений в самом человеке. Творца невозможно ничем задобрить, так как он не гневается на человека и не посылает наказаний. Все наказания происходят из-за нарушений человеком законов мироздания, а не по причине немилости Творца.
Религия считает, что для получения милости нужно неустанно упрашивать Бога в молитвах. Каббала говорит, что человек должен внутренне измениться, чтобы изменились внешние обстоятельства. Если религия и призывает к внутреннему изменению, то ради получения благ от Бога. Каббала говорит о другом внутреннем изменении — подобии Творцу по свойствам.
Религия уверена, что у Бога есть любимчики. Каббала говорит, что Творец посылает благо всем — и добрым, и злым. Потому что его любовь к миру неизменна и не может зависеть от поведения человека. Религии часто входят в конфронтацию между собой, делят право быть услышанными Богом. Каббала говорит, что нет необходимости меряться силой и превозноситься друг над другом — нужно просто возжелать уподобиться Творцу во всем.
Каббала учит, что нужно не молиться, а меняться. Тем самым вызывает на себя критику со стороны религиозных деятелей разных конфессий, в том числе и ортодоксального иудаизма.
Есть различия и в понимании слова «праведник». Согласно религиозным канонам, праведником является тот, кто ведет праведную, с точки зрения религии, жизнь. Каббала говорит, что праведник — это тот, кто во всем оправдывает действия Творца. По мере изменения своих свойств и уподобления Творцу праведник все больше и больше буде оправдывать его действия.
С понятием «праведник» в религиях тесно связано понятие «греха». Это именно то, в чем человек должен постоянно каяться, чтобы не навлечь на себя гнев Божий. Но каббала говорит, что человек не виновен в своей природе — он таким был создан. Творец не наказывает его за проявления уродливой природы, но ждет изменений. Если человек осознает ущербность своей внутренней природы и обратится к Творцу с просьбой об изменении, тогда получит помощь.
Отличие каббалы от эзотерики
Здесь уместно сравнение с идолопоклонством. Эзотерика считает, что в предметах нашего мира может быть заключена некая высшая сила. Каббала не признает никаких амулетов и талисманов, потому что в них не может быть ничего сверхъестественного и мистического. Любое поклонение силе, отличной от свойств Творца, является идолопоклонством.
Творец обладает лишь одним свойством — свойством любви и отдачи. Нет никаких сил выше него. Если человек полагается на предметы этого мира и приписывает им долю всемогущества, он впадает в идолопоклонство. Поэтому не существует никакой связи между каббалой и эзотерикой. Каббала рассматривает амулеты и обереги как некое психологическое воздействие на сознание человека, но не как атрибуты высшей силы.
Эти знаки не относятся к классической каббале:
- красная нитка;
- меч Гаваона;
- меч Давида;
- пентаграмма прямая и перевернутая;
- каббалистический крест;
- печати Соломона.
Единственным символом классической каббалы является Древо Сфирот, которое отображает строение человеческой души. Никакие печати царя Соломона не изучаются наукой каббала, так как она вообще не рассматривает земные дела — удачу, богатство, защиту от негатива и тому прочее.
Любое отклонение от классической каббалы в мистику может привести к умопомрачению. Об этом необходимо помнить и не доверять разного рода профанаторам. Если вам предлагают улучшить земную жизнь с помощью каббалы, значит, уводят в сторону от истины. Эта наука изучает духовный мир и методику познания высшего. Всё остальное — не каббала.