Евпатий Коловрат: былинный герой или историческая личность
Личность легендарного Евпатия Коловрата до сих пор интересует ученых, так как история его жизни и подвигов до конца не раскрыты. Из википедии мы знаем, что это герой народных сказаний, былинный богатырь ХII века. Его подвиг подробно описан в «Повести о разорении Рязани Батыем». Однако помимо указанного литературного источника иной информации о богатыре не найдено. Если останки Ильи Муромца покоятся в Киево-Печерской Лавре, то о захоронении Коловрата ничего не известно. Также ведутся споры о том, был ли герой христианином по вероисповеданию. В статье мы рассмотрим эти и другие вопросы подробно.
Биография
Что говорит о Евпатии Коловрате википедия? Оттуда мы можем узнать, что родился богатырь земли Русской около 1200 года и прожил всего 38 лет. Это герой рязанского народа, так как был рязанским боярином. Единственными источником упоминания об этом человеке является «Повесть о разорении Рязани Батыем». Поэтому биографию его можно считать легендарной. Отсюда и нестихающий интерес археологов и историков к его личности.
Местом его рождения считается село Фролово Рязанской области, раньше это была Шиловская волость. Кем были его родители, как их звали — доподлинно не известно. В одном историческом источнике Евпатий упоминается с отчеством Львович: значит, его отца звали Лев. Также известно, что в те времена Евпатия величали не Коловратом, а Неистовым.
Основой информацией о личности богатыря служат народные сказания. История о Коловрате прошла чрез века и дошла до наших дней. Насколько она правдива — неизвестно. Подвиг богатыря был записан в летописи спустя 300 лет, возможно, многие детали из жизни Евпатия были упущены. Также ничего не известно о его личной жизни: жене, детях. На сегодняшний день историки располагают тремя вариантами летописи о подвиге богатыря, в них есть отличия в деталях. Однако все летописи едины во мнении, что подвиг Евпатия достойно увековечить в истории Руси.
Три версии повести о богатыре наводят на мысль, что существовал подлинник этой истории, который был утерян либо сожжен.
Поэты, писатели и иные деятели искусств поздних веков считали своим долгом посвятить хотя бы одно произведение легендарной личности богатыря:
- стихотворение «Евпатий» Николая Языкова;
- «Песня про боярина Евпатия Коловрата»;
- былины о Коловрате фольклориста Халанского;
- сказание о Евпатии Коловрате и Батые написал Есенин;
- «Евпатий Неистовый» В. Яна;
- «Слово о Евпатии Коловрате» Маркова;
- «Евпатий Коловрат» Ряховского.
Во время СССР история и Коловрате и имя легендарного богатыря периодически упоминались в художественной и научной литературе.
Связь с христианством
Мнение о легендарном богатыре у всех разное. Последователи язычества считают его языческим героем и ссылаются на слово «коловрат». Христиане же считают, что коловратом называлось оружие типа арбалета, а имя Евпатий — это искаженное от Ипатий. Споры не умолкают и по сей день, и каждая сторона приводит свои собственные аргументы.
Есть еще одна сторона, которая считает, что Коловрат богатырь — это собирательный образ, архетип Руси и русского народа. Последователи этой версии уверены, что Евпатий как историческая личность не существовал. Он символизирует собой Русь, которая погибала под игом захватчиков. Таким образом, они настаивают на том, что Повесть о богатыре больше художественное произведение, чем историческое.
Кто прав, а кто неправ в своих утверждениях, доподлинно не известно, потому что нет письменных и археологических данных. Как бы там ни было, на Руси жили богатыри, достойные прославления. Они совершали подвиги, которые и прославили русский народ в веках.
Подвиг богатыря
Рязанское княжество в те времена имело общую границу с Ордой, поэтому набеги были частыми и разорительными. Так как в Рязани правили потомки черниговских князей, связь с этим городом была постоянной. На момент нападения Батыя Коловрат с дружиной находился в Чернигове, их задачей было заручиться поддержкой черниговского князя для совместного отпора захватчикам.
Когда Евпатий узнал о вероломном нападении хана в его отсутствие, он моментально выдвинулся со своей дружиной в поход. Когда воины прибыли в Рязань, то увидели опустошенный и разграбленный город, жители которого приняли мученическую смерть. Пораженный до глубины души увиденным, богатырь собрал оставшихся в живых мужчин в отряд и кинулся в погоню за войском Батыя.
Хан был не готов к такому повороту событий, поэтому воинам Коловрата удалось истребить весь лагерь, который стоял у Суздаля. Хан удивился неожиданным поступком рязанского боярина и велел взять его живым. За Коловратом отправили витязя Хостоврула. Войско Батыя значительно превосходило по численности русичей, но последние бились отчаянно. Коловрату удалось убить Хостоврула в бою.
На заметку! Подвиг Евпатия Коловрата вызвал неподдельное восхищение даже у его противника хана Батыя.
Тогда Батый послал к Евпатию своих гонцов и спросил через них, что он хочет. Богатырь четко ответил; «Только умереть!». Началась новая битва, которую Батый смог выиграть исключительно за счет применения камнеметных орудий: русские воины не знали себе равных в рукопашном бою.
В 1238 году воинам Коловрат в последний раз в своей жизни бился с войском Батыя. Его беспримерный подвиг не канул в Лету, о нем помнят потомки во уже несколько веков подряд, и будут помнить будущие поколения. В летописи рассказано, что Евпатий рассек богатыря Хостоврула до седла на две половины. Несмотря на то, что для Евпатия и его воинов это был последний бой, их храбрость и отвага служат примером для молодежи и поныне.