Практика Агни-йога: как появилась и зачем необходима
Агни-йога является мистическим учением, созданным Рерихами во временном промежутке с 1924 по 1938 года. Авторы заверяли, что данное учение они получили от загадочных «Махатмам», проживающих в районе Гималаев в знаменитой «Шамбале».
«Махатма» в агни-йоге – это духовный учитель, который имеет оккультную силу и сознательно участвует в духовной эволюции нашей планеты.
Содержание
Агни-йога – что же это такое?
Агни-йога представляет собой учение живой этики, которое вобрало в себя все знания вековых практик. Полное формирование данного направления, которое синтезирует в себе все религии и йоги, произошло в 20-м столетии.
Примечателен тот факт, что агни-йога имеет в себе очень глубокие осмысленные понятия, но вместе с тем является невероятно простой, понять её может каждый, у кого есть на то желание.
Агни в аюрведе
Аюрведа (древнее учение про здоровую и длинную жизнь) рассматривает понятие «агни» как биологический огонь, принимающий участие в обменных процессах организма, способный заменить в теле и уме более плотные состояния более тонкими.
Под изменениями подобного плана подразумеваются следующие:
- процесс переваривания пищи и усвоения питательных веществ;
- отсеивание ненужной информации, поступающей из органов чувств;
- изменения умственного плана, а также психоэмоциональные переживания;
- изменения на клеточном уровне.
Сила огня агни задействует функцию переваривания пищи, она является её активизатором. Биологический огонь отличается кислой природой. При сбалансированном огне человек будет чувствовать себя здоровым. А появление дисбаланса чревато развитием разных патологий.
Аюрведа рассказывает про то, что ум и тело состоят из тринадцати агни и один из них – джатхарагни, ответственен за процесс переваривания пищи.
Хотя агни способен проявляться в 4-х формах (небесном огне, животном, земном и минеральном), он выполняет одни и те же функции:
- варит, горит, преобразовывает (Пака);
- окрашивает, в основном в оттенки красного (Рага);
- даёт чувство жара (Ушма);
- даёт разум (Медха);
- наполняет человека отвагой и силой (Оджас-Теджас).
В случае гармоничного функционирования агни, если он сбалансирован и его достаточно по количеству, в организме будет всё в норме. Такое состояние известно как агнисамйя.
А с непропорциональным снижением либо увеличением огня как минимум в одном из аспектов наступает агнивайшамйя – дисбаланс биологического огня, который чреват различными заболеваниями.
В общей сложности агни проявляется в 4-х видах состояний: самагни, вишамагни, тикшнагни и мандагни. Первый является полностью сбалансированным нормальным огнём, а оставшиеся три проявлены в разных видах отклонений. Все отклонения соотносятся с определёнными заболеваниями и нарушениями.
Особенности агни-йоги
Учение агни-йоги гласит, что космический огонь, или «агни», представляет собой источник жизни. Огонь находится везде и всюду в каждом из нас. Он способен соединить всё, а если он уходит, начинаются процессы распада и разложения.
Учение живая этика смогло впитать в себя весь опыт и знания, которые накапливались в течение многих веков с помощью опыта разных людей. Если учащийся будет с вдумчивостью и жадностью воспринимать этот многолетний опыт, то сумеет найти ответы даже на самые трудные жизненные вопросы.
В 20-м столетии учение об агни-йоге началось распространяться благодаря усилиям семьи Рерихов. В частности, Еленой Ивановной Рерих были написаны четырнадцать изданий, посвященных учению живой этики. А Николай Константинович Рерих изображал эту философию на своих полотнах. Рерихи старались наполнить умы людей светлыми мыслями и откровениями свыше.
Более детальную информацию об агни-йоге можно получить из книг, написанных С. В. Стульгинскисом и А. И. Клизовским.
«Грани агни-йоги»
«Грани агни-йоги» представляют собой серию изданий, включающих в себя записи Б. Н. Абрамова – самого близкого ученика Н. К. Рериха. Издание будет полезным тем, что хочет отыскать ответы на вопросы, зачем мы живём на свете, а также уровня ответственности человека перед мирозданием. Записи Абрамова представляют собой некое вместилище идей семейства Рерихов касаемо учения живой этики.
Теджас агни – огонь разума
Теджас агни в аюрведе выступает проявлением Бога, тонкой формой агни. Если человек находится в состоянии доброты и благости (саттвы), Создатель доволен им, и его разум является чистым. Он имеет способность к полноценному анализу, игнорированию любого негатива и различию между тем, что помогает достигать духовного благополучия, и тем, что является преградой на пути к этому. Тогда человек не совершает неправильные действия, чреватые страданиями.
В этом случае можно говорить о балансе телесных дош, благодаря чему с ходом времени в тело человека снисходит самагни в виде огня. За счёт всего этого мы получаем нормальное переваривание пищи и обмен веществ и в итоге становимся красивыми, здоровыми и счастливыми.
О сбалансированном агни можно говорить по наличию следующих симптомов:
- человек не чувствует дискомфорт после принятия пищи;
- тело и дыхание имеет приятный запах;
- у человека хороший аппетит;
- отличное состояние иммунной системы;
- человек становится жизнерадостным и активным.
Однако происходит и такое, что людей начинают одолевать страсти (раджаса) либо невежества (тамаса). Это название дош ума согласно аюрведической системе, они выступают низшими модусами природы. Раджаса и тамаса способны привести теджаса в состояние дисбаланса, из-за чего агни или угасает полностью, или, напротив, ярко разгорается. Из-за всего этого происходит следующее:
- начинается накопление продуктов обмена веществ в тканях организма;
- оказывается под угрозой выделительная система;
- появляются разнообразные патологии.
В случае, когда человек столкнулся с разбалансированным агни (его избытком) по причине преобладания раджаса (страсти), на это укажут такие симптомы:
- появление кислой отрыжки, изжоги;
- понос;
- повышенная потливость, жар;
- состояние эмоциональной возбуждённости;
- стремление командовать окружающими;
- ревность;
- зависть;
- нарушения пищевого поведения (злоупотребление едой, употребление в пищу несвежей пищи, поспешность либо медлительность при приёме пищи и так далее).
А тогда, когда агни находится в недостатке из-за воздействия тамаса (невежества), мы отмечаем следующее:
- пищеварение замедляется, появляется затхлая отрыжка, человек чувствует тяжесть после приёма пищи;
- страдает от запоров;
- чувствует себя апатичным и ленивым;
- находится в состоянии эмоциональной заторможенности;
- страдает от лишних килограммов;
- сталкивается с жадностью.
Поэтому каждому из нас необходимо крайне внимательно воспринимать и контролировать свои мысли, слова и действия, а также свой рацион питания.
Чем полезна асана агни стамбхасана и как её выполнить
Данная асана представляет огромную пользу для кровоснабжения органов малого таза, для нормализации состояния тазобедренного и плечевого сустава, способствует устранению поясничных болей и нормализации пищеварения.
Агни стамбхасана выступает позой, усиливающей огонь. Она замечательно подойдёт для медитативных практик, поспособствует восстановлению душевного равновесия при депрессиях и стрессе за счёт действенного успокоения, избавления от эмоциональных проблем.
Асана выполняется так:
- Сперва принимается поза Баддха Конасана 1 (является позой фиксированного угла).
- Затем лодыжки с левой стопой следует перенести на область правого колена. Вместе с этим нужно как можно сильнее раскрыть ступни и упереться ладонями в пол.
- Следует медленно наклониться вперёд, вытягивая при этом позвоночник и делая упор на седалищные кости.
- Если у вас достаточно хорошая растяжка, можете углубиться в эту позу.
- Зафиксируйтесь в подобной позиции на тридцать-шестьдесят секунд, скрестите ноги под другим углом.
Обратите внимание, что агни стамбхасана не рекомендована к выполнению при наличии повреждений колен. Также в процессе её выполнения внимательно следите за своими ощущениями, сильный дискомфорт не является нормой.
В завершение рекомендуем вам также к просмотру информативное видео об агни-йоге: